Тимур

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 15. Восстановление (1350—1500 годы)
15.6. Тимур

Тимур, или как его часто называют Тамерлан (от персидского Тимур-и-ленг, «хромой Тимур»), был последним из великих кочевых завоевателей, повлиявших на оседлое население Евразии. Его успех и цели обуславливались влиянием предыдущих достижений монголов, сумевших покорить окружающие оседлые сообщества. Однако он был гораздо менее успешен, чем его предшественники — хотя степень причиненных им разрушений была не меньше, чем во времена монгольских завоеваний.

Тимур родился приблизительно в 1330 году близ Самарканда, был выходцем из правящей семьи клана Барласов, что позволило ему возглавить племенной союз в пределах улуса Чагатая, одного из государств — преемников монгольского ханства Чагатая после его распада в 1334 году. Его карьера была типичным образцом возвышения харизматического военного вождя кочевников в условиях крайне раздробленной политической структуре практически без центрального правления.

В 1370 году он получил власть над улусом Чагатая — территорией со смешанным кочевым и оседлым населением, охватывающей Трансоксанию, северные и восточные районы Афганистана. Остальная жизнь Тимура вплоть до его смерти в 1405 году была одной непрерывной военной кампанией. Он заменил множество старых племенных вождей своими ставленниками, при том, что почти не контролировал их. В конечном итоге его власть зависела от способности обеспечить своих последователей добычей. Это объясняет, почему столь многие из его кампаний проходили по его же старым владениям, и почему он практически не пытался создать систему управления районами, номинально находившимися под его контролем.

В 1380—1381 годах Тимур действовал в Хорасане, потом перебрался на запад Ирана. В конце 1380-х годов он сосредоточил внимание на Иране и Кавказе, номинально завоевав Грузию прежде чем напасть на Золотую Орду севернее. В 1393 году он повторил монгольское завоевание Багдада, а на следующий год напал на Московию. Через четыре года он захватил Дели. В первые годы XV века он вновь захватил Багдад, отвоевал Грузию, взял Дамаск и Халеб.

Разрушения, убийства и грабежи, сопровождавшие кампании Тимура, были настолько жестоки, что остановили процесс восстановления государств после монгольского нашествия, случившегося более века назад. В 1404 году Тимур собирался завоевать минский Китай — но в начале следующего года умер.

Именно здесь следовало бы упомянуть одну из самых знаменитых побед Тимура — разгром турецкого султана Баязида I в сражении при Анкаре в 1402 году, в результате чего натиск турок-османов на Византию был серьезно ослаблен, а падение Константинополя отсрочено на полсотни лет. В декабре того же года Тимур штурмом взял принадлежащий Родосским рыцарям анатолийский порт Смирна (современный Измир) — это стало его последней кампанией. (Прим. ред.)

Армия Тимура была пестра, в ней имелись мусульмане, христиане, тюрки, таджики, арабы, грузины и индийцы. В «завоеванных» областях оставались на месте прежние правители; их не трогали, пока они передавали налоговые поступления Тимуру — часто они предоставляли войска для кампаний, но никто из них не был принят в круг приближенных к Тимуру кочевников.

Не удивительно, что «империя» Тимура распалась немедленно после его смерти. Борьба за власть, по-прежнему разрушительная, длилась примерно до 1420 года, когда были оставлены все попытки объединить разрозненные территории. Улугбек установил контроль над Трансоксанией и крупными городами — Самаркандом и Бухарой, выработав собственный вариант ирано-исламской веры, взаимопроникновение которых происходило в течение восьми столетий. Он правил богатым государством, получавшим доход с центральноазиатских торговых маршрутов и использовал их для постройки многочисленных впечатляющих зданий в крупных городах, особенно мечетей. Более маргинальные области, такие как Азербайджан, Фарс и Кавказ, отделились и оказались под властью местных правителей. Другим крупным государством — преемником «империи» Тимура был Хорасан с прилегающими к нему областями и со столицей в Герате. В 1447 году его возглавил Шахрух, который создал здесь жесткий исламский режим.

Следует уточнить, что Шахрух был сыном Тимура и в год его смерти уже владел Хорасаном; в Афганистане правил один из внуков Тимура — Пир-Мухаммед, сын Джехангира; другой внук, Халиль-Султан, сын Мираншаха, стоял в Ташкенте с войском, собранным для похода на Китай. Тимур назначил своим наследником Пир-Мухаммеда, но тот не был признан остальными родственниками. Халиль-Султан овладел Мавераннахром в Средней Азии, но добровольно признал верховную власть Шахруха, провозглашенного султаном в Герате (1405—1447). Багдада Тимуриды лишились уже в 1405 году, Азербайджана — в 1408 году; остальные области постепенно подчинил своей власти Шахрух. Пир-Мухаммед в 1406 году был разбит Халиль-Султаном, своим двоюродным братом, а в 1407 был убит, после чего Шахрух занял Афганистан. В 1409 году он завоевал Мавераннахр и назначил там правителем своего сына Улугбека.

Шахрух и его сыновья заботились о поднятии благосостояния своих владений и покровительствовали просвещению. В конце царствования Шахруха смуты возобновились, и после его смерти государство распалось; Улугбек в 1449 году был убит своим собственным сыном. Хорасаном овладел внук Шахруха, Абу-л-Касим Бабур (1450—1457), Мавераннахром — внук Мираншаха, Абу-Сеид (1451—1469). Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы. Улугбек был великим астрономом и математиком; правнуки Тимура Хасайн Байкара и завоеватель Индии Бабур — известными поэтами. (Прим. перев.)