Европа: королевства на востоке

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 15. Восстановление (1350—1500 годы)
15.10. Европа: королевства на востоке

История Восточной Европы примерно с 1300 года противоположна истории Европы Западной. Вместо раздробленности здесь имело место возникновение объединенных государств, таких как Венгрия и Польско-Литовское королевство, контролировавших обширные территории. Однако они оставались относительно слабы. Восточнее Москва становилась господствующей силой на Руси по мере того, как власть Кипчакской Орды слабела после ее разделения на три части в 1430-х.

15.10.1. Польско-Литовское королевство

Польша была вновь объединена под властью герцога Пяста в 1320 году; в течение следующих пятидесяти лет это королевство пребывало в мире с Тевтонским Орденом (который к концу XIII века расширился на восток и контролировал обширные территории вокруг Балтийского моря) и Богемией.

Называть Пястов «герцогами» совершенно неправомерно. Этот род, находившийся у власти с 960 года, дал Польше ряд удельных князей и королей. Под «герцогом» здесь подразумевается князь Владислав Локетек, который короновался и стал королем именно в 1320 году. В отдельных княжествах представители рода Пястов правили до 1526 года (Мазовия) и 1675 года (Силезия). (Прим. перев.)

Польша расширялась на восток, так как власть Кипчакской Орды на еу западных окраинах слабела, а княжества Руси оставались слабыми и разобщенными. Польша подчинила Галицию (включая город Львов) и Волынь, и к 1370 году увеличилась втрое. Смерть Казимира III в 1370 году положила конец династии Пястов, и престол наследовал его племянник Людовик Анжуйский (который также был Лайошем I Венгерским). Чтобы откупиться от оппозиции, он дарил крупные земельные угодья и расширил привилегии знати, духовенства и городов Кошицким привилеем 1374 года. Умерший в 1382 году, он не оставил наследника.

Растущая власть знати дала о себе знать, когда после периода междуцарствия была коронована дочь Людовика, Ядвига — но ее жениха, Вильгельма фон Габсбурга, выдворили из Польши (он оказался неприемлем из-за угрозы присоединения к землям Габсбургов). Вместо этого Ядвигу заставили выйти за Ягайло, великого князя Литовского, который затем был выбран королем и правил под именем Ягеллона. Два государства объединились и образовали крупнейшее в тогдашней Европе королевство — Речь Посполитую. Литва на тот момент все еще оставалась в основном языческой, и в качестве платы за союз Ягайло обратился в католическую веру.

В XV столетии власть Польши и Литвы продолжала расти. В1410 году армия, включавшая поляков, литовцев, чехов, русских и валахов, нанесла сокрушительное поражение тевтонским рыцарям в битве при Грюнвальде (возле Танненберга). Половина рыцарей (включая великого магистра) была убита, вторая половина войска (около 14 тысяч человек) — взята в плен. Орден сохранял большую часть своих земель до 1454 года, когда Гданьск, Эльблонг и Торунь обратились за помощью к Польше. Последовала четырнадцатилетняя война, в которой Польша и Литва добились полной победы. В 1466 году земли Ордена были разделены. Западная Пруссия стала автономной провинцией в составе Польши, в то время как Восточная Пруссия и Ливония оставались под контролем тевтонских рыцарей, теперь — вассалов польской короны. Гданьск был возвращен Польше и быстро стал главным портом для экспорта польской продукции (в основном зерна) в Нидерланды. На востоке Литва властвовала над большей частью старых земель Руси.

15.10.2. Венгрия

Венгрия, как и Речь Посполитая (с которой она недолгое время была объединена в 1440-х годах), являлась потенциально очень большим королевством, но страдала от нестабильной и слабой династической линии даже больше, чем ее соседка; ей также приходилось бороться с растущей мощью Оттоманской империи, которая в конце концов поработила Венгрию.

Однако у Венгрии было два шанса стать центром крупнейшей в Восточной Европе империи. Она медленно восстанавливалась после вторжений монголов, и в конце XIII века централизованная власть здесь приходила в упадок по мере того, как аристократия захватывала все больше и больше полномочий. В течение семи лет после смерти последнего короля из династии Арпадов, Андраша III, правителя не было. Наконец церковь и мелкое дворянство избрали королем Карла Анжуйского (сына короля Неаполитанского, который был родственником Арпадам по браку) под именем Кароля I в 1310 году. За время своего долгого правления, длившегося до 1342 года, он смог утвердить королевскую власть, отобрать у аристократии большинство присвоенных ею земель и повысить доходы короны с помощью налогов на развивающиеся серебряные и золотые рудники.

Его наследник, Лайош I (1342—1382), использовал большую часть своих ресурсов для трех упорных попыток захватить трон Неаполя. Тем не менее, он смог заново установить гегемонию Венгрии в Хорватии, Словении и Далмации. Хотя в 1370 году Лайош стал королем Польши, он не видел преимуществ в объединении двух королевств. После его смерти в Венгрии разгорелась ожесточенная борьба за власть. Неаполитанский король захватил трон, но был убит, а знать поддерживала Сигизмунда из рода Люксембургов, который стал королем Жигмондом в 1387 году. В 1410 году он был избран императором, а десятилетием позже стал королем Богемии.

Это могло бы стать началом великого королевства — однако основное внимание короля было приковано к назревающим в Богемии проблемам, где после 1415 года движение гуситов набирало силу, а впоследствии вылилось в восстание. После его смерти в 1437 году в Венгрии три года царил хаос, пока король Польши и Литвы из рода Ягеллонов, Владислав III, был избран королем под именем Ласло III. И снова это могло положить начало империи, охватывавшей большую часть Центральной и Восточной Европы. Однако прошло всего четыре года, и королевство столкнулось с вновь набиравшей силу Оттоманской империей. Ласло погиб в битве при Варне в 1444 году. Его заменил Янош Хуньяди, полководец из Трансильвании, который был избран регентом от имени Габсбургов. После его смерти в 1458 году королем был избран его сын Матьяш. Вместо борьбы с могущественными оттоманами он повел войска на запад и в 1470 году захватил Богемию. В конце концов, Богемия была поделена — Матьяш Хуньяди получил Моравию и Силезию, а в 1485 году — восточную Австрию; Вена стала его новой резиденцией королей. После смерти Матьяша в 1490 году власть над Веной и восточной Австрией была утрачена. Венгерская знать, как и польская столетием раньше, отчаянно стремилась избежать присоединения к владениям Габсбургов. Поэтому она предложила королевство Владиславу Ягеллону, королю Богемии, ставшему королем Ласло II.

15.10.3. Возвышение Москвы

Кипчакская Орда со столицей в Сарае на Волге возле Каспийского моря властвовала над землями Руси к востоку от Польско-Литовского королевства до 1430-х годов Затем она разделилась на три ханства — Казанское, Астраханское и Крымское, что дало мелким государствам на западе несколько больше пространства для политического маневрирования. Князю Московскому (чьи владения состояли практически из одного города) монголами был пожалован титул великого князя Владимирского, что номинально давало им верховную власть над всеми государствами Руси.

Москва и правившая ею династия Даниловичей из-за своей слабости вынуждены были для сохранения великокняжеского титула полагаться на покровительство и поддержку монголов. Князья обязаны были платить дань и регулярно ездить в Сарай для принесения присяги и попутно поднимать свой престиж на Руси. Тем не менее, это было начало долгого и часто прерываемого процесса расширения владений Москвы.

Статус Москвы также упрочнился после того, как глава православной церкви на Руси (митрополит) в 1299 году перенус свою резиденцию из Киева во Владимир, а в 1325 — в Москву. Церковь находилась под покровительством монголов с 1257 года (церковные владения не облагались налогами), содержала епископа в Сарае с 1261 года и молилась за здравие монгольского хана. Церковь также влияла на облик будущего государства, распространяя византийскую культуру во владениях Москвы.

В мирских вопросах влияние монголов было определяющим — факт, который русские националистические историки всегда пытались приуменьшить.

А историки-западники — старались столь же старательно преувеличить. Впрочем, к началу XX века именно из «националистического» (то есть славянофильского) направления российской историографии родилось так называемое «евразийство» — последователи которого (подобно автору данной работы) считали центром мировой культуры и цивилизации именно Евразию, а не периферийную Европу, и не видели ничего зазорного в факте объединения раздробленной Руси (как и Китая, и Центральной Азии) под властью монголов. Более того, с их точки зрения власть Российской державы над бывшими территориями Монгольской империи получала таким образом логичную историческую преемственность. (Прим. ред.)

Москва, как и другие княжества, переняла монгольскую методу конного боя, но даже большее значение имело использование монгольских методов управления. Последние прижились потому, что князья должны были управлять своими владениями от имени монголов. Русские названия гражданского наместника, даруга, и военного наместника, баскак, явственно восходят к монгольскому даруйя и турецкому баскак — последнее было перенято монголами в западных областях империи. Первое время, в начале XIV века, это были монгольские чиновники, надзиравшие за русскими княжествами. Впоследствии, когда монголы поверили, что местные князья останутся верны и продолжат платить дань, эти чиновники были заменены русскими должностными лицами. Московская система социальных статусов и военных чинов, известная как местничество и просуществовавшая до XIX века, восходит к монгольской системе. Монгольские наказания также вошли в своды законов Руси.

Все, что сказано в предыдущих двух абзацах, несомненно, можно считать новым взглядом на историю — но правильнее было бы назвать его путаным. Не вдаваясь в общие рассуждения относительно степени влияния Орды на Русь, методы управления государством и ведения боя, приведем факты: в 1430-е годы территория Московского княжества составляла около 430 тыс. кв. км. (больше современной Германии) и состояла отнюдь не из «одного города», имея выход к Волге с одной стороны и гранича с Новгородом с другой. Термины «даруга» и «баскак» не употреблялись в отношении местных русских администраторов. Местничество как система отношений, заимствовано ли оно было у монголов или нет, было отменено царем Алексеем Михайловичем в XVII, а не в XIX веке. (Прим. перев.)

Москва была расколота гражданской войной с начала 1430-х по середину 1440-х годов, но затем последовало восстановление единства по мере того, как исчезал контроль со стороны монголов. Благодаря этому Москва смогла достичь соглашения с Польско-Литовским королевством, набиравшим силы на западе. В 1449 году Василий II Московский заключил договор с Казимиром IV относительно общих границ и сфер влияния. В сферу влияния Московской державы вошли Новгород, Псков и земли Северо-Восточной Руси; Польше и Литве отошли все западные земли Руси (современные Украина и Белоруссия) вплоть до Смоленска на востоке.

Московские князья продолжали посылать дань в Крымское ханство, но взошедший в 1462 году на престол Иван III первым не испросил прямого согласия монголов на царствование. В то же время церковь стремилась укрепить положение московских князей и становилась антимонгольской по мере того, как влияние завоевателей слабело. Она старалась подчеркнуть связи с Византией — в особенности после падения Константинополя в 1453 году. Дошло даже до абсурдного заявления, что Москва является «третьим Римом».

Тем не менее, княжество оставалось весьма слаборазвитой областью. В крестьянской среде преобладало натуральное хозяйство, если не принимать в расчет потребность в соли; жители селились разбросанными общинами и практиковали подсечно-огневое земледелие в лесах, покрывавших большую часть территории. Население долго восстанавливалось после Черной Смерти и постоянных рецидивов чумы в течение остальной части XIV столетия. В конце XV века во всем княжестве было меньше тридцати городов, и в большинстве из них жило не более пары тысяч человек.