Структура исламского общества

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.3. Структура исламского общества

11.3.1. Ранний халифат

Как и все империи с экстенсивным типом роста, арабская империя столкнулась с проблемой управления огромной, неорганизованной и мультикультурной страной. Эта проблема стала еще острее из-за того, что у арабов не имелось государственной структуры, на которой они могли бы основываться. После смерти Мухаммед не оставил ни сыновей, ни преемника, которые могли бы унаследовать власть, ни четких указаний, согласно которым можно было бы организовать правительство. Его последователи выбрали Абу Бакра, человека из племени курайш, который сопровождал Мухаммеда в Медине в 622 году, на роль имама (то есть лидера общины) — и дали ему титул халифа, или калифа, то есть преемника мессии и проводника божьей воли. Восстания других арабских племен, выбравших своих вождей, были подавлены, и к 633 году Абу Бакр правил всей Аравией.

Он умер в 634 году. Его преемник Омар (634—644) благоволил к людям, которые близко знали Мухаммеда — особенно к тем, кто дружил с ним еще в Медине. Он был халифом во время стремительных завоеваний и смог установить первые арабские законы. Он принял закон о том, что завоеванные территории принадлежат государству и обществу, а не отдельным личностям. Арабы оставались военной элитой, жили в гарнизонах и снабжались за счет поставок с завоеванных земель. Им было запрещено заниматься земледелием. Такие меры гарантировали, что арабы не будут быстро смешиваться с жителями завоеванных регионов.

Как бы то ни было, нужно было найти способ править самими арабами. Племенные образования сформировались около 638 года, их вожди, командовавшие в войне и принимавшие решения в мирное время, были приближены к халифу, таким образом сформировался ашраф — правящая аристократия. При халифе, как и у всех правителей недавно образовавшихся империй, существовала лишь небольшая структура государственных институтов, на которые он мог полагаться. Основой власти были семейные связи, четыре правителя империи были кровными родственниками халифа. В результате между публичной и частной жизнью существовало очень мало разграничений в отношении управления, финансов и власти.

Во время завоеваний арабы старались не разрушать ничего сверх необходимости, а их политика основывалась на причинении минимальных неудобств коренному населению. Для большей части населения — крестьян — жизнь почти не менялась, они просто начинали платить налоги другому правительству. Договоренности между городами и провинциями давали высокую степень автономности местной власти, исправно платившей дань власти вышестоящей. Существующие законы сохранились — старый египетский налог зерном в пользу Рима просто перевели из Константинополя в Мекку и Медину, а потом в Багдад.

Ключевым вопросом стало отношение к религиям. Сначала ислам был толерантной религией — Мухаммед позволял евреям и христианам придерживаться своей веры и лишь брал с них определенный налог. Такая практика продолжилась и после завоеваний. Попытки привлечь неверующих не делались — исламское вероисповедание было символом власти и подчеркивало превосходство правителей. Переход в новую веру только запутал бы определение статуса и уменьшил доходы властей.

11.3.2. Омейяды и две первые гражданские войны

Третий халиф Усман был аристократом из Мекки и благоволил клану Омейядов и другим уроженцам Мекки, которых не было среди первых последователей Мухаммеда. Это был первый признак возвращения старых, до-исламских, властных структур. К этому времени большая часть богатства и силы исламского мира уже находились за пределами Аравии, так что Медина стала плохо подходить на роль столицы. Напряжение внутри мусульманского мира достигло апогея в связи с убийством Усмана арабскими солдатами в 656 году. Разгорелась пятилетняя гражданская война и борьба за власть, в ходе которой не только решались вопросы правления, но и произошел фундаментальный теологический раскол, сильно ослабивший ислам.

В 656 году существовало несколько претендентов на титул халифа. Али, кузен и зять Мухаммеда, обосновывал свои притязания религиозной преданностью Мухаммеду. Он быстро устранил Талха и аль-Зубайра, аристократов Мекки, которых поддерживала Айша, младшая вдова Мухаммеда. Другим претендентом был Муавийа, правитель Сирии, недавно принявший ислам, но принадлежащий к той же семье Омейядов, которая устранила Усмана. Битва при Сиффине в 657 году между войсками Али и Муавийи закончилась ничьей. Внутри войска Али возник конфликт, в ходе которого часть солдат поддержала Али, а часть войск, получившая название хариджитов («отступников»), покинула его. Али был убит в 661 одним из хариджитов, и Муавийа признали халифом. Он стал первым халифом, который лично не был связан с Мухаммедом.

Первая гражданская война 656—661 годов расколола ряды мусульман. Шииты (от слова шиа — приверженцы) поддерживали Али как истинного последователя Мухаммеда. С этой точки зрения первые три халифа были узурпаторами, и только Али и его потомки могут по праву носить титул халифов, который по своей природе является религиозным. Хариджиты поддерживали власть первых двух халифов и считали, что Усман, Али и все последующие правители были ошибкой. Они утверждали, что власть над халифатом не должна передаваться по наследству ни одной из династий, а должна быть выборной и даваться за личные качества.

Оставшаяся группа (позднее получившая название сунниты), объединявшая большинство верующих, придерживалась позиции, которая не была представлена в ходе первой гражданской войны. Они считали, что халиф — это носитель политической власти в исламском мире, а духовное лидерство может принадлежать любому правоверному мусульманину.

Победа Муавийи в первой гражданской войне подтвердила ведущую роль аристократии Мекки и семьи Омейядов в управлении халифатом. Перенос столицы из Медины в Дамаск, центр власти Омейядов, только подтвердил появление этой новой структуры. Муавийи нужно было справиться с фракциями внутри арабской элиты — в особенности с группировками в Мекке и Медине, и с отделяющимися от ислама религиозными течениями. Это удалось ему благодаря помощи арабских племен в Сирии и верности родственников, которые эффективно управляли провинциями империи.

Утверждение Омейядов как правящей династии произошло, когда Муавийя назначил своего сына Язида своим преемником. Это решение вызвало разногласия — ведь титул халифа должен был быть выборным, а Омейядов многие аристократы считали выскочками, принявшими веру из-за политической выгоды. Результатом стала вторая гражданская война, длившаяся с 680 по 692 год. Она началась с бунта аль-Хусайи, сына Али. Его с семьей убили в Карбале, и в глазах шиитов они стали великими мучениками. Основные силы противников Омейядов возглавил Ибн аль-Зубейр, сын главного героя первой гражданской войны, утверждавший, что мусульманским миром следует управлять из Мекки.

После ранней смерти Язида в 683 году, халифом при поддержке влиятельного племени Куда’а был выбран Марван I из Омейядов. Он управлял Сирией и Египтом. Так было до 692 года, когда его сын, Абд-аль-Малик, победил и убил аль-Зубейра, контролировавшего большую часть Месопотамии. Таким образом, он вновь получил власть над всем мусульманским миром. Омейяды удержали власть — но не с помощью убеждения, а силой, используя даже бомбардировку священного города Мекки. Они правили до 740-х годов.

11.3.3. Общество при Омейядах

Мир, которым управляли Омейяды, стремительно менялся, и старые институты, созданные в эпоху завоеваний, стали непригодны. Идея правления военной элиты, состоящей из арабов и держащейся обособленно от основной части населения, а также имеющей особую религию, изжила себя. Теперь, когда мир царил как внутри страны, так и за ее пределами, арабы могли оставить армию и заняться гражданскими делами. В Иране и Месопотамии многие из них стали землевладельцами. Арабская клановая система также разрушилась, потому что общество стала более сложными, и арабы все больше смешивались с неарабами.

Ключевым моментом стало изменение способа набора в армию. Хотя арабские племена оставались сильны, уже не они формировали основную часть армии, перешедшей к полковой системе. Армию все больше формировали из сирийцев, которые могли быть призваны (из арабов и не арабов) для защиты местных земель. Постепенно армия стала главным инструментом контроля внутренней ситуации, и все чаще местные правители приходили из военных, а не из родственников халифа. Создалась нестабильная ситуация, при которой гражданский халиф должен был пытаться контролировать армию и через нее управлять империей.

Неустойчивость осложнялась смещением центра мусульманского мира из Сирии в Месопотамию, а также важной социальной переменой — растущими темпами обращения в ислам. В первые времена принять ислам могли только рабы в арабских домах и люди, близкие арабскому обществу, — но постепенно к ним присоединялись все новые группы, особенно из среды старой правящей элиты Сасанидов. Этот процесс нужно было брать под контроль, потому что он подрывал важнейший принцип Арабской империи — только немусульмане платят налоги. Когда арабы-мусульмане превратились в землевладельцев, освободить их от налогов стало невозможно, а такое налогообложение ослабляло режим, установившийся во время завоеваний. Все эти изменения произошли в десятилетия после 690-х годов и означали переход от исключительно арабского государства к базированию на более широкой, мусульманской основе.

Хотя роль арабской элиты фундаментально изменилась, арабский язык стремительно стал языком официальных документов, литературы и религии во всем исламском мире. Он стал самым распространенным языком в Египте, Сирии и Месопотамии и распространялся быстрее, чем сам ислам. Другие языки — коптский в Египте и арамейский в Сирии и Месопотамии — сохранились, но их значение все уменьшалось.

Тем не менее административная система в Египте и Сирии осталась практически такой же, как и при правлении Восточной Римской империи, исламские основы управления приживались здесь очень медленно. В Иране было по-другому. В западной части страны арабские переселенцы разговаривали на двух языках, но дальше к востоку они отказывались от арабского и учили персидский, который и несли дальше на восток, в Трансоксанию, где он вытеснил согдийский. Таким было начало важного процесса — создания нового ирано-арабского мусульманского сообщества, которое переняло много древних иранских традиций.