Создание Византийского государства

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.4. Создание Византийского государства

Стремительный рост исламской империи породил столкновение с Восточной Римской империей, которая, в отличие от империи Сасанидов, выжила, хотя и сильно изменилась. За несколько десятков лет она утратила контроль над Сирией, Египтом и Северной Африкой. Это означало утрату большой части населения империи, некоторых богатейших городов и важных торговых путей (вместе с доходом, который они приносили), а также важнейших поставок зерна из Египта, обеспечивающих питанием население Константинополя.

У Римской империи отняли центр Юго-Западной Азии, и она из великой страны превратилась не более чем в обычное крупное государство. Пульс ее истории теперь зависел от положения дел в Исламской империи: чем сильнее становилась последняя, тем слабее была первая, и наоборот.

Необходимость концентрации военных сил на границе с Исламской империей на востоке привела к потере территорий на Балканах, завоеванных славянами и аварами. На Балканах империя была способна контролировать только основные города: Афины, Патры, Коринф, Салоники и крепости во Фракии, такие как Адрианополь. Военные действия все приближались к Константинополю, поэтому империи была необходима послушная Фракия — ведь она производила большую часть продовольствия для этого города. Жизненно важной ценностью стал торговый путь через Босфор к Черному морю.

Именно потеря большой части территории знаменует собой превращение Восточной Римской империи в Византию. Ее население не начало называть себя византийцами (это слово происходит от названия греческой колонии, на месте которой основали Константинополь), несмотря на преобладание греческого языка и культуры. Люди звали себя «ромаиои» (ромеями) —то есть римлянами и христианами; эти слова были, по сути, синонимами. Они остро осознавали свое происхождение от римлян, преемственность своей истории и в особенности значение столицы как второго Рима.

В любом случае, внутренние перемены после усиления Исламской империи создали совершенно другое государство, нежели основанное Диоклетианом и Константином и существовавшее на востоке до середины VII века. Несмотря на это, история Византии часто рассматривается как упадок страны, просуществовавшей после этих преобразований еще в течение восьми веков. Она сохраняла свою власть в течение многих лет, хотя и была ослаблена после завоевания западными христианами в 1204 году. Культурное же влияние Византии распространялось на большую часть Балкан, Западную Европу и Россию, то есть гораздо шире, чем прямое политическое влияние.

В течение двадцати лет после смерти Мухаммеда Восточная Римская империя контролировала почти всю Анатолию, которая и стала центром нового Византийского государства. Большие потери населения, земель и доходов вкупе с десятилетиями непрекращающейся войны и внутренних конфликтов привели к упрощению состава общества. Земледельцы не поставляли достаточно излишков, чтобы поддерживать всю инфраструктуру, и многие города пришли в упадок, оставив Константинополь единственным настоящим городом в стране. Византийская империя стала военизированным государством, ориентированным на содержание крупной армии и управление с ее помощью (часто именно армия решала, кому быть императором). Старые землевладельцы пропали в беспорядках VII века, и в Сенате стали заседать арендаторы крупных владений.

Разделение между гражданской и военной властью исчезло, власть стала централизованной. Такая структура впервые появилась в Италии, когда она потеряла большую часть полуострова из-за нападения ломбардцев в 560-х годах, а также использовалась в Леванте Ираклием во время войн с Сасанидами. С 650-х годов остатки империи были разделены на военные области (фемы) под началом стратегов, ответственных за все управление — гражданский правитель был лишь их представителем.

У правительства не было возможности содержать прежнюю наемную армию, поэтому систему военной службы пришлось изменить. Солдатам каждой фемы давали неотчуждаемый участок земли и освобождали от большей части налогов, а взамен они, как и их потомки, должны были служить в армии. Основой государства стали крестьяне-солдаты Анатолии. Власть старых землевладельцев пришла в упадок, крепостные превратились в свободных крестьян, несущих воинскую повинность.

Хотя класс крупных землевладельцев почти полностью исчез, власть все более концентрировалась в руках военных и местных элит. Тем не менее Византийская империя веками оставалась достаточно сильной, чтобы контролировать этот процесс. Даже если часть доходов от государства переходила в руки частного владельца, государство составляло практикой — регистр крестьянских долгов, и время от времени проверяло его. Землевладельцы не были полностью независимы. С IX века начал появляться новый класс крестьян — парики (paroikoi), которые брали землю в аренду у землевладельцев и попадали таким образом к ним в зависимость.

Гражданская война у мусульман в 656—661 годах дала Византии передышку между потерями 630—640-х годов, но сразу после этого в империи начался крупнейший в VII веке кризис. Тяжелые осады Константинополя в 660, 668 и 674-678-х годах повлекли за собой потерю земель в низовьях Дуная, завоеванных булгарами в 681 году. Десять лет спустя мусульманские войска захватили Армению. Единственным утешением стало соглашение с арабами о том, что ни одна сторона не станет размещать свои силы на Кипре и что доходы от здешней торговли будут разделены между ними (договор действовал три века).

После 695 года Византию ослабляли гражданская война и безвольные правители. В 705 искалеченный Юстиниан II (ему отрезали нос во время восстания в 695 году) снова вошел в Константинополь — но для этого ему понадобилась помощь болгар, которым пришлось платить дань. В 717 году стратег Анатолии захватил власть, нарек себя Львом III и положил начало новой династии.

Незамедлительно вслед за этим в государстве вспыхнули еще более сильные религиозные споры. Фундаментальные принципы ислама запрещали изображения на иконах Бога и людей, включая Мухаммеда. Это сильно повлияло на восточное христианство через два движения — павликиан и иконокластов (иконоборцев). Первые были близки несторианам, они считали, что Христос был человеком, а Господь уже после рождения сделал его божественным. Им противостоял афтартодокетизм — крайняя секта монофизитов, считавших тело Христа божественным, а следовательно, само распятие, — иллюзией.

Иконоборцы имели меньше разногласий с восточной церковью, их было много в крестьянских армиях Анатолии и среди «белого духовенства». Главными их противниками являлись монахи. В 726 году Лев III официально поддержал это движение и, несмотря на народное возмущение в городах, в 730 году выпустил декрет об уничтожении всех религиозных изображений.

Лев III умер в 741 году. После короткой гражданской войны между разными частями армии, на престол взошел его сын Константин V, радикальный иконоборец. Его временный успех в противостоянии мусульманам в конце 740-х годов стал причиной возросшей популярности его религиозных взглядов, и в 754 году церковный собор постановил, что поклонение изображениям противоречит доктринам церкви и подлежит анафеме. Впоследствии этот собор признали неправомочным.

После смерти Константина V в 775 году в Византии начался период нестабильности, длившийся почти год. Сначала власть захватила вдова Константина, Ирина, которая на Никейском соборе в 787 году прекратила поддерживать иконоборцев. В результате этого павликиане покинули лоно церкви, перешли на позиции манихейцев, утверждавших о двойственности мира и при поддержке халифата основали собственное государство в верховьях Ефрата.

В 802 году мятежники ослепили и свергли с престола сына Ирины, Константина IV, и ее саму. Набеги арабов и булгар возобновились; следующий император Никифор был убит, а из его черепа булгарский хан Крум приказал сделать чашу. Лев IV, симпатизировавший иконоборцам, был убит в 820 году сторонником икон, а в следующем году восстание крестьян в Анатолии власти смогли подавить только с помощью булгар. Поражения от мусульман (особенно на Сицилии), придворные интриги, безвольные императоры и регенты продолжали ослаблять Византию до 860 годов.