Управление империей

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 14. Монгольская империя (1200-1350 годы)
14.4. Управление империей

Хубилай оставался главой монгольской империи, хотя все больше внимания уделял Китаю — безусловно, богатейшей из всех подконтрольных монголам земель. На протяжении долгого времени монголы помнили о своей кочевой жизни и ее традициях. Даже в конце XIII века многие продолжали жить в Каракоруме, и нескончаемые вереницы повозок, тративших четыре месяца на дорогу туда и обратно, ежегодно доставляли из Китая более полумиллиона бушелей зерна, чтобы прокормить население.

1 бушель — примерно 30 кг. (Прим. перев.)

И все же жизнь и социальная организация монголов начали меняться. Одним из важнейших изменений стало возникновение сильного правящего дома, возглавляемого сыновьями Чингис-хана и их семьями. В прошлом ханами становились те, кого считали обладателями качеств, необходимых воину. Теперь же власть почти полностью перешла к потомкам Чингис-хана. Наряду с этим возникла новая правящая элита, которая не опиралась, как раньше, на кланы и их различные объединения, а ориентировалась на ту роль, какую отдельные лица сыграли в завоеваниях; статус отличившихся распространялся на их семьи. Для остальных монголов ситуация уравнивалась тем, что их общественное положение в целом могло повышаться по мере одержания новых побед и усиления их власти в Евразии.

Основой монгольского строя оставалась армия (это был строй в прямом смысле слова — ведь все взрослые мужчины-монголы являлись бойцами), и рост положения в обществе у монголов по-прежнему во многом зависел от воинской доблести. Кешик или императорские телохранители — новое подразделение, созданное Чингис-ханом в 1203 году, постепенно разрасталось на протяжении XIII века; до 1312 года только монголы могли стать его членами.

Вначале монголы почти не руководили своей империей, но им пришлось заняться этим, когда она разрослась. Проблема состояла в том, что монголы не имели ни опыта, ни необходимого аппарата для управления столь громадной структурой. Однако элита по-прежнему неохотно делилась властью, не желая распылять свое влияние и боясь раствориться в оседлом населении. Разрешению этих противоречий суждено было стать красной нитью монгольской истории на многие годы. И ключевую роль здесь сыграли кидани — первый большой народ, покоренный монголами. У них монголы позаимствовали много понятий, недостающие термины и институты власти, когда попытались создать собственные органы управления уже после захвата столицы чжурчженей — Чжунду.

На начальном этапе важнейшей фигурой был китаец Елюй Чюцай, урожденный кидань, примкнувший ко двору Чингис-хана в 1218 году. Он внедрил финансовую систему Сун, все еще бывшую в ходу у чжурчженей, и вовлек в это чиновников, как чжурчженьских, так и китайских. Тем не менее, попытки Елюя ввести китайскую государственную модель в полном объеме оттолкнули от него слишком многих, и Чюцай лишился власти в 1236 году.

Главной целью монгольского правительства в ранний период империи являлся сбор денег. После захвата какой-либо местности на всей территории обычно вводился десятинный поземельный сбор. Затем устанавливалась торговая пошлина (тамга), а следом за ней — обычная регулярная дань кочевникам — албан и менее распространенный налог кубчири. Зачастую называясь иначе, такой порядок налогообложения продержался несколько десятилетий в каждой части империи, постепенно смешиваясь с изначальной налоговой системой тех мест. Первым признаком того, что монголы двинулись по пути к более логичным формам правления, послужила полная перепись населения империи, начатая Мункэ в 1252 году. Это крайне трудоемкое предприятие продолжалось до конца 1250-х, но по окончании переписи свободные от уплаты налогов мужчины остались только в религиозных общинах.

В управлении гигантской империей монголы столкнулись с двумя характерными проблемами. Во-первых, так как местные правительства могли использовать свои наречия, предписания центральной власти, для того, чтобы их понимали, следовало излагать на самых разных языках — персидском, уйгурском, китайском, тибетском, тангутском, арабском и собственно монгольском. Все это требовало знания различных национальных алфавитов и пребывания в столице огромного количества переводчиков и писцов. К тому же, каждый крупный оседлый народ имел собственное управление. Поэтому слаженность действий в пределах настолько разросшейся империи обеспечивалась с немалым трудом.

Отсюда возникла вторая проблема — сложность общения. Мы уже видели, как вести о смерти Мункэ в Китае понадобилось два года, чтобы достичь его брата — Хулагу, сражавшегося в Месопотамии и Сирии. Даже организация военных кампаний — и та стала чрезвычайно сложна. Во время правления Мункэ план завоеваний на каждый год учреждался на совете военных вождей в январе, и этого жесткого графика неуклонно придерживались, так что действия войск были в некотором роде скоординированы. Это являлось жесткой необходимостью, учитывая размеры армий — в окончательном покорении Ирана участвовали более 75 000 воинов вместе с осадным оборудованием, конями и стадами коз и овец для пропитания армии. Именно необходимость следовать заранее определенному расписанию объясняет, почему некоторые города монголы просто игнорировали, и монгольские армии миновали их во время набегов.

Таким образом, монголы нуждались в действенной системе связи в пределах империи. Она была создана Угэдеем в 1234 году и походила на системы, созданные другими ранними империями — хотя была намного более обширной. По всем основным трактам империи были выстроены почтовые станции, располагавшиеся на расстоянии одного дня пешего пути друг от друга — примерно через каждые 25—30 миль.

То есть 40—50 км. (Прим. ред.)

Опытные гонцы, двигаясь от станции к станции и меняя на них лошадей, могли покрывать до 200 миль за день. Курьерские станции содержались армией, поставлявшей людей, лошадей и фураж — в свою очередь обеспечиваемый местным населением, обязанным кормить и людей, и животных. Считалось, что расходы будут возмещаться по определенной системе, но на практике все оказалось случайным, и зависело от того, где чьи войска лучше вынудят население снабжать их довольствием. Пользоваться этой системой позволялось при наличии пайцзы — документа, представляющего собой пластинку из дерева, серебра или золота.

Конная почта не предназначалась для руководства торговлей, но особо важные купцы тоже пользоваться могли ею. Вся система почтовых станций называлась монголами ям; возможно, это слово через киданей было заимствовано у китайцев, которые называли подобные дорожные станции «чжань».

Соответственно, от монгольского «ям» произошло и наименование аналогичной системы в России — но здесь ямщиками назывались не сами курьеры, а возчики, доставлявшие их на следующую станцию на санях или дрожках. (Прим. перев.)

Этими маршрутами с востока на запад и обратно путешествовало много людей. Мнение, что подобные путешествия поощрялись «монгольским дружелюбием», несколько фантастично — но связи между отдаленными регионами Евразии в то время, как и прежде, были весьма прочны. Осадой и штурмом Багдада в 1258 году руководил китайский генерал, поскольку у него имелся опыт осадной войны. Позднее много китайских инженеров трудилось над реконструкцией оросительной системы Месопотамии. Китайские должностные лица также часто странствовали по монгольской империи с различными поручениями, особенно в Иран. В 1275 году китайский монах-несторианин Раббан бар Саума (это не китайское его имя), предпринял удивительную поездку. Он проследовал по Великому Шелковому пути через Иран в христианские города Палестины. Посетив Константинополь и Рим в 1287—1289 годах, он направился во Францию, где встретился в Гаскони с Эдуардом I, королем Англии, и в Париже с Филиппом IV. Умер Раббан бар Саума в 1294 году.

В круг христианских интересов Монголия попала в 1220-х годах, когда монголов поначалу восприняли как воинство Господа, ведомое королем Давидом (то есть Чингис-ханом) на погибель язычников-мусульман. Разочарование наступило после нападения 1240 года на Западную и Центральную Европу, когда призывы Рима к крестовым походам остались без ответа. Тем не менее, интерес к монголам возобновился, так как они не являлись мусульманами (главными врагами Европы). У монголов не было ярко выраженной веры (скорее, они исповедовали шаманскую форму анимизма) — из-за множества религий в империи они весьма спокойно относились к религиозному вопросу. Наибольшим влиянием при монгольском дворе пользовались все еще сильное в Центральной Азии христианство несторианской веры и чань-буддизм. Смутные идеи альянса против ислама и мамелюков Египта, распространяемые в Западной Европе, так ни к чему и не привели. В 1245—1247 годах хан Гуюк отправил обратно миссию, прибывшую в Каракорум, приказав европейским правителям подчиниться и выплачивать ему дань. Фламандский францисканец Виллем ван де Рубрук добрался до монголов в 1253 году, но никакого влияния там не возымел.

Другие путешественники, монахи и религиозные деятели тоже странствовали по монгольской Евразии. Знаменитейшим из западных путешественников стал Марко Поло, покинувший Венецию в 1271 году. Двинувшись по давно установившимся торговым маршрутам Месопотамии, Ирана и центральной Азии, он добрался до Китая в 1275 году. Здесь он задержался на семнадцать лет, перед тем как отправиться домой караванными путями Индийского океана через Суматру, Шри-Ланку и Индию, снова вернувшись в Венецию в 1295 году. Одорик из Порденоне проделал эту же дорогу в обратном направлении с 1315 по 1330 год.

Итальянские купцы со своими семьями также приезжали в Китай — надгробие в Янчжоу повествует о смерти в 1342 году Катерины Вильоне, возможно, прибывшей из Генуи. Францисканец Джованни ди Монтекорвино прибыл в Китай морем, где формально стал архиепископом Пекина, невзирая на мизерную паству. Он умер в Пекине в 1328 году.

Возможно, величайшим из всех путешественников того времени был арабский историк ибн Баттута, сумевший воспользоваться культурными и экономическими связями необъятного исламского мира. Он покинул Танжер в 1325 году для паломничества в Мекку. Затем он двинулся в Месопотамию, а оттуда Персидским заливом в Индию, потом на Мальдивские острова и Шри-Ланку и, наконец, в Китай. Как и Марко Поло, он задержался здесь на много лет перед морским возвращением в Индию с дельнейшей сухопутной дорогой через Сирию и Египет. В 1349 году он добрался до Феса. В следующем году ибн Баттута посетил государство Гранаду, покинул его в 1351 году, пересек Сахару и провел два года исламском королевстве Мали. За четверть века странствий он преодолел 73 тысячи миль, и в пересчете на современные границы побывал в 44 странах.

Ибн-Баттута придерживался мнения, что человек должен 30 лет учиться, затем 30 лет путешествовать, после чего еще 30 лет описывать то, что узнал и увидел. Эту программу он успешно осуществил. (Прим. перев.)