Сельское хозяйство и условия жизни

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 12. Мир поздней Евразии

К 1000 году н. э. жизнь людей на территории Евразии во многом изменилась по сравнению с той, какой она была в ранних земледельческих империях, существовавших на континенте на протяжении трех предыдущих тысячелетий. Эти изменения происходили очень медленно. Мировое население выросло с 30 млн в 2000 году до н. э. до 50 млн в 1000 году до н. э. Резкий скачок в развитии, вызванный появлением железных орудий труда и возможностью обрабатывать больше земли, вызвал удвоение населения к 500 году до н. э. и еще раз удвоил его к 100 году н. э. — так что общее население Земли составило 200 млн человек. Далее последовал долгий период относительного застоя, так как количество обрабатываемой земли увеличивалось медленно, техническое развитие также приостановилось, а распространение заболеваний, вызванное объединением Евразийского континента, сильно замедлило рост населения. К 1000 году н. э. мировое население выросло всего лишь до 250 млн человек.

Европейские сообщества оставались в подавляющем большинстве земледельческими: девять из десяти человек напрямую зависели от сельскохозяйственного производства, являясь свободными крестьянами, безземельными работниками или крепостными. Многие из остального населения также были косвенно задействованы в сельском хозяйстве, так как занимались производством товаров из сельскохозяйственной продукции — помолом муки, дублением кожи, пивоварением или производством текстильной продукции.

Экономика развивалась медленно, неравномерно, в основном экстенсивным путем — за счет увеличения числа населения увеличивалось и количество обрабатываемой земли. Однако основные препятствия на пути ее развития были вызваны общественным устройством и являлись почти непреодолимыми. Тем, кто занимался торговлей, она могла принести некоторое благосостояние, но спрос на товары был невелик, так как крестьяне вели главным образом натуральное хозяйство. Развитие торговли шло медленно и часто прерывалось, но количество купцов и продаваемых товаров росло, а расстояния, которые преодолевали торговцы, увеличивались. Это вело к появлению новых источников дохода в обществе — которые, в свою очередь, помогали создавать дополнительный спрос и дальше развивать торговые отношения, еще сильнее увеличивая доходы населения.

В результате в течение многих столетий общество постепенно становилось богаче, а количество источников дохода увеличивалось. Быстрее и заметнее всего эти изменения происходили в тех частях Евразии, где существовало наиболее эффективное сельское хозяйство, способное обеспечивать широкую инфраструктуру торговли и производства. Наиболее заметными эти процессы были в трех регионах: в Китае, где начиная приблизительно со II века до нашей эры существовала монетарная экономика и хорошо развитая торговая сеть; в Индии с ее высокопродуктивным сельским хозяйством и торговыми городами (особенно на юге); а также во многих мусульманских странах.

Параллельно с этими изменениями в первом тысячелетии новой эры начал ускоряться темп технического прогресса, предоставляя людям еще более широкие возможности. Приблизительно к 1000 году Китай стал первой страной в Евразии, начавшей освобождаться от некоторых глобальных сдерживающих факторов, которые ранее мешали развитию человеческого общества. В экономике происходили фундаментальные перемены, они влияли на сельское хозяйство, промышленность, торговлю и финансовую систему, а также на государственное устройство, систему налогообложения и в итоге на объем средств, которыми государство могло располагать.

Эти перемены рассматриваются в следующей главе. В данной главе будет более широко описан мир Евразии, приведен общий обзор жизни империй, существовавших в 600—1500 годах и рассмотрены некоторые из сдерживающих факторов, которые все еще стояли на пути необходимых перемен в экономике и общественной жизни. Также здесь будет проанализированы расширяющиеся торговые связи в Евразии, приведшие к росту числа городов, богатевших за счет торговли, и ускорение технического прогресса — главным образом, в Китае.

12.1. Сельское хозяйство и условия жизни

Продуктивность сельского хозяйства в Евразии была низкой. Исключением являлись лишь несколько регионов — долина реки Янцзы, где использовалась ирригация и сеялись высокоурожайные сорта риса, а также отдельные части Индии, Месопотамии и Египта. Урожайность была низкой, особенно в Европе, где урожай превышал количество посеянного зерна немногим больше, чем в два раза (современные сорта дают приблизительно тридцатикратное количество от первоначально посеянного зерна). Урожайность винограда была меньше современной примерно в семь раз. Количество животных, которых могли содержать земледельцы, также было крайне ограничено из-за невозможности запасать достаточно корма на зиму — к весне скот обычно настолько ослабевал, что животных приходилось выносить на поля, чтобы они могли щипать свежую траву. Это означало в том числе и нехватку навоза для сельскохозяйственных нужд. Некоторые рукописи XIII века, найденные недалеко от Парижа, содержат рекомендации, согласно которым поля должны были удобряться по меньшей мере раз в десять лет. Из-за нехватки корма продуктивность животноводства была также очень низкой — английская корова в XIV веке производила примерно в шесть раз меньше молока, чем в наши дни.

Подавляющая часть населения страдала из-за неурожаев, вызванных плохими погодными условиями, насекомыми-вредителями и военными действиями. Эти проблемы еще более усугублялись тем, что значительные количества продукции, производимой крестьянами, присваивали себе землевладельцы, а также в виде налогов забирало государство. Японские крестьяне выращивали рис — но основная его часть отдавалась землевладельцам и государству, поэтому сами крестьяне питались в основном пшеном и дикорастущими растениями. В Европе крестьянам приходилось отдавать примерно третью часть своего урожая, и у них редко оставалась продукция на продажу. В России, где зима могла длиться более 200 дней, крестьянам нужно было делать значительные заготовки корма на зиму, чтобы сохранить свой скот, и лес оставался важным источником пищи, как и во времена охотников и собирателей. Лишь вблизи некоторых городов Евразии крестьяне имели возможность торговать своей продукцией, так как присутствовал рынок сбыта, и даже небольшой участок земли мог приносить ощутимую прибыль.

Голод был постоянным страхом для людей — в XI столетии Франция пережила двадцать шесть периодов голода, который охватывал всю страну. Во многих случаях причиной являлось не только то, что пищи было недостаточно и бедняки не могли ее купить — пищу просто негде было найти. В 1315—1317 годах случился ряд особо острых неурожаев в Западной Европе, и когда в августе 1316 года король Эдуард II приехал в Сент-Олбанс, даже он не смог купить себе еды, так как ее нигде не было.

Основная часть крестьян была бедной, они не обладали практически никакой собственностью. В Японии крестьяне носили одежду из пеньки — это была единственная ткань, которая была в их распоряжении. В Европе до XVII века города почти полностью состояли из деревянных конструкций, а крестьяне жили в хижинах с глиняными и земляными стенами без окон, причем свой домашний скот они держали там же, чтобы он не замерзал. Даже в 1560 году четверть населения в Пескаре жила в трущобах, в земляных пещерах. Домашнюю мебель можно было обнаружить лишь в таких богатых странах, как Китай. Общественные бани были популярны только в мусульманских странах. В одном лишь Китае существовала эффективная система по удалению из городов отходов, остававшихся от людей и животных. В конце XIII века в Сиене городской совет содержал свинью и четырех поросят специально для того, чтобы они поедали отбросы на площади Пяьцца-дель-Кампо.

В Европе большинство людей питалось крайне однообразно: их пищей были в основном хлеб, жидкая каша, похлебка и суп. В Китае, Юго-Восточной Азии и отдельных частях Индии люди питались практически только одним рисом. Мясо и рыба были редкостью, регулярно употреблять их в пищу могли только богатые — а бедняки могли их себе позволить только во время некоторых праздников.

Не удивительно, что люди не отличались крепким здоровьем, а продолжительность жизни была невысокой. В Леванте в ранний исламский период средняя продолжительность жизни была приблизительно такой же, как и в 9000 году до н. э. В Скандинавии около 1200 года н. э. средняя продолжительность жизни составляла восемнадцать лет, причем половина родившихся умирала еще в детском возрасте. В пятнадцать лет люди могли предполагать, что они доживут до тридцати четырех. Тщательное изучение более ста кладбищ, расположенных на севере Альп и относящихся к периоду между 1000 и 1200 годами н. э., показывает, что, помимо очень высокой детской смертности, треть мужчин и четверть женщин умирали между четырнадцатью и двадцатью годами — главным образом от малярии, оспы, дизентерии и туберкулеза. Меньше четверти всего населения доживала до сорока лет. Лишь немногие, в основном представители высших слоев общества, которые лучше питались и практически не выполняли физической работы, могли жить долго — например, папы римские Луций III и Селестин III прожили более девяноста лет.

Как следствие, половозрастная структура в Евразии резко отличалась от современной. Лишь около 5% людей были старше 65 лет, и основную массу иждивенцев составляли дети. Однако у родителей обычно не было возможности вырастить всех, и смерть ребенка была обычным явлением. В Европе приблизительно каждый десятый младенец был подкидышем, от которого отказались собственные родители.

12.1.1. Распространение новых видов растений

Распространение ислама и возникновение общеисламской культуры, которая объединяла народы от Западного Средиземноморья до Юго-Восточной Азии и Африки, дали толчок к первой фундаментальной перемене в мировом сельском хозяйстве. Они разрушили многие культурные барьеры, которые ранее препятствовали обмену идеями между различными народами, и сгладили настороженность, которая раньше существовала между странами Средиземноморья и странами, омываемыми Индийским океаном. В результате впервые за десять тысяч лет, со времен появления земледелия, различные посевные культуры начали распространяться по новым территориям.

Новые культуры не только несколько расширили возможности крестьян и снизили опасность неурожая, но также внесли значительные изменения в рацион питания. Главным центром распространения сельскохозяйственных культур была Индия, где уже многие века возделывались растения, которые индийские торговцы привозили на родину из Юго-Восточной Азии. Когда мусульманские торговцы стали торговать в Индии, они привезли семена некоторых растений в Иран и Месопотамию, где они сначала культивировались в новых условиях, а затем распространялись дальше на запад, в Средиземноморский регион.

Основными культурами, получившими распространение, были злаки. Сорго пришло в Индию из Африки, в X веке было привезено в Юго-Восточную Азию, а столетие спустя — в Испанию. До ислама рис был практически неизвестен в Юго-Западной Азии, но затем из Индии он стремительно распространился по всем регионам, в которых были подходящие климатические условия для его выращивания. Твердые сорта пшеницы впервые стали возделываться, вероятно, в Эфиопии — но затем, благодаря арабам, распространились из района Красного моря по всему Средиземноморскому региону.

Еще более важной культурой был сахарный тростник. Предполагается, что он появился как сельскохозяйственная культура в Юго-Восточной Азии, откуда попал в Китай к первому веку н. э., а также на запад в Индию, и в конечном счете оттуда в Иран. Широкое распространение тростника началось именно с расширением территорий, где исповедовали ислам. Он попал в Месопотамию, а затем, к X веку, распространился по территории Леванта и островам Восточного Средиземноморья, особенно на Кипре. Он также проник на восточное побережье Африки до Занзибара.

Сахар пришелся по вкусу людям всех стран и народов, но для обработки сахарного тростника требовалось много тяжелого труда. Потребность Европы в сахаре позднее стала одной из самых влиятельных экономических сил в мировой истории. Распространение сахарных плантаций, владельцами которых были европейцы, сначала по территории Средиземноморья, потом по островам Атлантического океана, а потом по Северной и Южной Америкам, послужило причиной появления крупнейших рабовладельческих империй в мире.

Почти такое же значение имело и расширение ареала выращивания хлопка. Изначально его производили на северо-западе Индии в регионе цивилизации долины Инда. Быстрому его распространению мешало то, что для него требуются строго определенные климатические условия: к I веку до н. э. он добрался только до Персидского залива, Нубии и Юго-Восточной Азии. Самой ощутимую перемену внесло появление в VIII веке гораздо более выносливого сорта хлопка — в Центральной Азии, в районах оазисов и торгового города Турфан. В течение двухсот лет его выращивали уже по всему исламскому миру, что послужило основой для возникновения новой текстильной промышленности, так как умение прясть хлопчатобумажные нити распространялось очень быстро.

Появились и другие сельскохозяйственные культуры, играющие несколько меньшую роль в мировом сельском хозяйстве. Одними из наиболее значительных были цитрусовые деревья, сложность культивации которых заключалась в том, что для сохранения сортности их необходимо было постоянно прививать. Цитрусовые изначально появились в очень маленьком районе Ассама и северной Бирмы — но в Китае, Индии и на Малаккском полуострове из них вывели множество различных сортов. Только один вид цитрусовых — цитрон — достиг Юго-Западной Азии раньше ислама, а к X веку померанец, лимон и лайм были привезены из Юго-Западной Индии в Средиземноморский регион.

Бананы появились в Бирме и Юго-Восточной Азии и к IV веку до н. э. достигли Индии и Китая. Вместе с исламской культурой их привезли на запад, и к X веку по северному африканскому побережью они достигли Испании, а по восточному — Занзибара. Шпинат и баклажан появились в Индии, к V веку достигли Китая и Ирана, и, благодаря исламу, быстро продвинулись на запад и достигли Испании не позже X века. Другие культуры оказалось невозможно возделывать в Средиземноморье, поэтому выращивали только в отдельных частях исламского мира. Кокосовая пальма пришла в Индию к VI веку до н. э. с Малаккского полуострова, но на западе появилась лишь долгое время спустя, так как она с трудом приживалась даже там, где климат совсем ненамного отличался от естественных для нее условий. К X веку ее, возможно, выращивали в Восточной Африке, но на побережье Персидского залива (в Омане и Дофаре) она не появлялась до XIV века. Манго также пришло из Индии и к IX веку выращивалось в Омане, а немного позднее — и в Восточной Африке.

Проникновение новых культур из исламского мира в христианскую Европу шло значительно медленнее. Оно происходило через две территории, по которым шло распространение знаний и технологий из мусульманских стран — Испанию и Сицилию. В XIII веке сорго и твердая пшеница достигли Италии (последняя стала причиной появления классического итальянского блюда — макарон), следом за ними в XIV веке здесь появились апельсины и лимоны, а столетие спустя — рис (который выращивался крупными землевладельцами в долине реки По).

Причиной медленного течения описанного процесса были не климатические условия и не отсутствие ирригационных систем в южной Европе, а отсутствие новых технологий ведения сельского хозяйства. Появление новых культур произвело в мусульманском мире сельскохозяйственную революцию, позволяя ускорить уборку урожая и севооборот, а также расширить площадь возделываемых территорий. В некоторых наиболее плодородных районах было возможно собирать три урожая в год — на Кипре засевать хлопок между двумя посевами пшеницы, а в наиболее подвергнутых ирригации частях Месопотамии и в долине реки Янцзы в Китае можно было собирать два урожая риса в год. Риск неурожая снижался благодаря более широкому разнообразию выращиваемых культур — а рост прибыли, который они обеспечивали, способствовал общему подъему экономики. Именно сельскохозяйственная основа помогла исламскому миру сохранить свою позицию одного из двух богатейших регионов мира (вторым был Китай).